Вторая статья в журнале Коммунальный комплекс России №10 "История Орловского водопровода".

Первая статья в журнале "Коммунальный комплекс России" №9 История Орловского водопровода"

  Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области Комитет по работе с предприятиями жилищно-коммунальной отрасли и инфраструктуры Союза «Орловской торгово-промышленной палаты  ОТЧЁТ о проведении первого областного форума технических специалистов ресурсоснабжающих предприятий жилищно-коммунальной отрасли Орловской области
Отчёт о работе 2-го Всероссийского водного конгресса и Международной специализированной выставки строительной техники и технологий 2018 г.
Информация о итогах IX-го Ежегодного всероссийского практического семинара «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования коммунального комплекса России».
Продолжение статьи в №12 журнала "Коммунальный комплекс России"
Информация о преобразовании Ассоциации ОЖКХОО в Региональное отраслевое объединение работодателей
13.12.2017

Информация о преобразовании Ассоциации ОЖКХОО в Региональное отраслевое объединение работодателей

       29 ноября 2017 года Управлением юстиции по Орловской области и Межрайонной инспекцией ФНС №9 по Орловской области внесены соответствующие изменения в Устав и название Ассоциации ОЖКХОО. В следствии чего Ассоциация ОЖКХОО с 29 ноября 2017 года приобрела статус Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, сокращённо (РООР АОЖКХ ОО).

      На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями Устава РООР АОЖКХ ОО 6 декабря 2017 года было проведено собрание членов Ассоциации, на котором были приняты решения:

-Утвердить состав Правления Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в составе:

1. Андроников Пётр Николаевич-учредитель ООО «Теплосервис     Образцовский», ООО «Теплосервис Пахомовский» и ООО «Водсервис Пахомовский».

2. Иванов Василий Васильевич-Генеральный директор МПП ВКХ «Орёлводоканал»

3. Ашихмина Валентина Ивановна-директор ООО «Жил-Управление»

4. Вислобоков Владимир Николаевич- ген. директор ООО «Водоканал»

5. Михайлов Игорь Андреевич-ген. директор Ассоциации ОЖКХОО.

 

-Председателем Правления Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области избрать Андроникова Петра Николаевича.

 

-Утвердить кандидатуру Михайлова Игоря Андреевича на должность исполнительного директора Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.

 

- Учредить ревизора Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.

- Утвердить кандидатуру Рогачёва Сергея Сергеевича-директора ООО «Жил-Центр» в качестве ревизора Регионального отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.

 

Таким образом были созданы и начали функционировать основные руководящие органы Регионалного отраслевого объединения работодателей Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области. 

Статья в журнале "Коммунальный комплекс России" №11 2017 г.
20.11.2017

Статья в журнале "Коммунальный комплекс России" №11 2017 г.

Коммунальные проблемы, о которых никто не хочет слышать (часть 1)

О концепции Правительства РФ по преобразованию МУПов в казённые предприятия.

      Процесс привлечения инвестиционного капитала путём внедрения концессионного оформления имущественных комплексов, связанных с производственной деятельностью ресурсоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве откровенно пробуксовывает. Причин тому великое множество. Это и диктат со стороны правительства в части определения тарифов на уровне не выше предельных индексов и разбалансированность систем взаиморасчёта коммунальных предприятий ВКХ и теплоснабжения с гарантирующими поставщиками электроэнергии и природного газа и хронические неплатежи отдельных категорий населения, а также объектов социальной инфраструктуры, на финансирование лимитов бюджетных обязательств которых у органов местного самоуправления не достаёт бюджетных средств.

       Указанные выше причины превратили МУПы в своеобразные «копилки для накопления долгов», за которые их учредители-органы местного самоуправления не несут ни солидарной ни субсидиарной ответственности. Казалось бы, какие проблемы обанкротился МУП, да и бог с ним. Забрали ранее переданное ему на правах хозяйственного ведения-оперативного управления движимое и недвижимое имущество т. к. оно не подлежит обременению и объявили конкурс на концессию или аренду. Авось найдётся инвестор, который готов инвестировать свои или заёмные средства в коммунальную инфраструктуру района. А не найдётся создадим ещё один МУП. Да вот, не тут-то было. Сам факт вывода упомянутого выше имущества обратно в казну района может иметь неприятные правовые последствия в виде состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ о преднамеренном банкротстве, которая достаточно чётко даёт определение о том, что преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб. А кредиторы люди серьёзные как правило это ОАО «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт» или «Орловская региональная компания по реализации газа» (ООО «Газпром межрегионгаз Орёл»), или внебюджетные государственные фонды. Так что без последствий не обойдётся.

       Следовательно, выхода практически нет. Долги надо платить и платить прежде всего своему МУПу. Но как быть если в бюджете действительно нет средств? Вопрос риторический.

       В Правительстве РФ, с подачи заместителя Министра строительства и ЖКХ Чибиса А. В. с мая текущего года рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не может осуществлять деятельность в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей,  водоснабжение и (или) водоотведение.» Вот и получается, что аренда на объекты коммунальной инфраструктуры, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, так же, как и концессия, по выше указанным причинам, невозможна.

      При этом следует отметить, что Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2017 по делу N А45-19182/2016 суд указал, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

В сухом остатке остаётся пока ещё продолжать накапливать долги в организованном МУПе, а когда это будет законодательно невозможно преобразовать его в казённое предприятие. А вот тогда в силу п. 5 ст. 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ также предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. Согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Таким образом, одним из обязательных условий привлечения собственника имущества казенного предприятия к субсидиарной ответственности по долгам казенного предприятия является недостаточность имущества казенного предприятия.

По нашему глубокому убеждению, всё это не решит проблем неплатежей так как кредиторы смогут получить суммы задолженности только по результатам торгов, организованных конкурсным управляющим. И процесс этот будет долгим и не факт, что найдутся желающие принять в нём участие, так как в конкурсной массе окажутся скважины, котельные, водопроводно-канализационные сети и сети теплоснабжения износ которых от 70-90%.

Таким образом выход только один, надо заниматься реальной экономикой коммунальных предприятий, создавая равные условия, как для предприятий топливно-энергетического комплекса, так и предприятий ресурсных отраслей жилищно-коммунальной сферы. Особенно в части выделения жизненно необходимых сбытовых и производственных расходов, предусмотренных на проведение работ по выполнению лицензионных условий и технических требований многочисленных надзорных органов. А также в кратчайшее время рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательные и нормативные акты Правительства РФ, направленные на создание вменяемой системы взаиморасчётов между коммунальными предприятиями и гарантирующими поставщиками природного газа и электроэнергии.

Всё это позволит предприятиям отрасли значительно снизить суммы долговых обязательств и возможно увеличит инвестиционную привлекательность отрасли. При этом не повышая существенно тарифы на коммунальные услуги.

 

Коммунальные проблемы, о которых никто не хочет слышать

О том, что реально тормозит развитие коммунальных предприятий.

Дело в том, что экономическое и регуляторное неравенство отраслей большой энергетики и коммунального комплекса достигло своего апогея. Особенно это чувствуется в организациях тепло, водоснабжения и водоотведения малых городов и сельских поселений

На протяжении последних 6 лет недофинансирование отраслей водоснабжения и водоотведения и частично, теплоснабжения привело к дисбалансу развития коммунального хозяйства, истощению запаса прочности инфраструктурных комплексов, невозможности оперативно достичь сколько-нибудь значимого улучшения качества коммунальных услуг в масштабах муниципальных образований и области в целом.

В силу того, что производственные процессы водоснабжения и водоотведения напрямую зависят от электроэнергии, а теплоснабжения – от природного газа и электроэнергии, то повышение цен на энергоресурсы должно было привести к эквивалентному увеличению тарифов на данные услуги. В реальности этого не произошло. Затраты ресурсоснабжающих организаций на оплату энергопотребления только в период с 2010-2015 год выросли в среднем на 160-180%, и составляют от 25-40% себестоимости, оказываемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, а тариф на услуги водоснабжения и водоотведения увеличивался ежегодно в среднем лишь на 4-5%.

        Аналогичное положение и у предприятий, оказывающих услуги по теплоснабжению, только у них к затратам на энергопотребление прибавляются ещё и расходы на потребление природного газа, который по данным Минэкономразвития подорожал в период с 2008-2015 г. более чем на 190%, при инфляции 80%. То есть в общем объёме валовой выручки оплата потребления природного газа для выработки тепловой энергии составляет в среднем от 50-70%. При условии того, что ещё 25- 30% стоимости следует отнести на электроэнергию, на все остальные расходы теплоснабжающей организации остаётся только 5-20% необходимой валовой выручки.

       Следует отметить, что коммунальные предприятия оплачивают природный газ и электроэнергию по тарифу «Для прочих» т.е. по нерегулируемому тарифу, для категорий потребителей, не приравненных к тарифу «Для населения», что в электроэнергии, почти в 2 раза дороже, а по природному газу на 25%. Таким образом конечный потребитель коммунальных услуг, водоснабжения и теплоснабжения, оплачивает в том числе электроснабжение и природный газ, но по более высокой цене. В связи с этим возникает вопрос. Почему нельзя приравнять тариф оплаты электроэнергии и природного газа для ресурсоснабжающих предприятий коммунального комплекса к тарифу «Для населения», в той части потребления энергетических ресурсов, которые затрачены для оказания коммунальных услуг непосредственно населению? Ведь свои коммунальные услуги ресурсоснабжающие предприятия оказывают по единому жёстко регулируемому тарифу, как для населения, так и для юридических лиц, в том числе и для коммерческих предприятий. В отличии от предприятий энергоснабжения, где до сих пор существует перекрёстное субсидирование.

Принятие Федерального закона №307 о повышении платежной дисциплины в ноябре 2015 года вскрыло проблему острого дефицита располагаемых финансовых средств в жилищно-коммунальном хозяйстве. Усиление ответственности за неплатежи в цепочке потребителей успешно выявили «слабые звенья» этой цепи: отрасль водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Между тем, неразборчивое ужесточение административно-экономических мер ответственности за несвоевременную оплату энергетических ресурсов неизбежно приводит к активизации процедур банкротства в отношении предприятий – должников и не улучшает ситуацию, а провоцирует излишнее необоснованное увеличение сумм долговых обязательств, тем самым загоняет ситуацию в ещё больший тупик.

В то время как одной из основных причин появления хронической задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками природного газа и электроэнергии являются разбалансированность правового регулирования системы взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками природного газа и электрической энергии.

По нашему мнению, на протяжении последних лет путём умелого правового лоббирования своих отраслевых экономических интересов и пользуясь своим монопольным положением, предприятия, осуществляющие в регионах функции гарантирующих поставщиков природного газа и электрической энергии (мощности) получили по сути неограниченные возможности диктовать условия договоров поставки электроэнергии и природного газа.

Начнём с теплоснабжения.

В силу того, что тепловая энергия в настоящее время самый дорогой коммунальный ресурс и учитывая реальную платёжеспособность населения, в Орловской области, в большинстве органов местного самоуправления, порядок оплаты коммунальных услуг по отоплению рассчитан на 12 месяцев, а не на количество месяцев отопительного периода.

Таким образом, теплоснабжающие предприятия Орловской области не имеют возможности оплачивать свои расходы за природный газ и электроэнергию в размере 100% потребленных ресурсов в отопительном периоде, т.к. отпускают тепловую энергию населению по сути в кредит с рассрочкой платежа с периодом погашения равными частями в течении всего календарного года. В то время как в соответствии с п.8 «Порядка расчётов за природный газ», утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294 оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, осуществляется до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Такое положение дел приводит к автоматической кредиторской задолженности многих теплоснабжающих организаций перед поставщиком природного газа.

          По нашему мнению, сложившееся положение не исправят и изменения, внесённые постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. №603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Которое предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в отношении всех или отдельных муниципальных образований, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Так как принятие органом государственной власти субъекта РФ такого решения о изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению с 1/12 на 1/7 неизбежно приведёт к увеличению размера платы потребителей, как минимум в 2 раза в месяцы отопительного периода, что в свою очередь может привести к социальному негодованию населения. Ну не может пенсионер, проживающий в средне статистической квартире оплатить сразу 2400 руб. только за отопление при пенсии в 8-9 тыс. руб.  Тем более, что речь идёт о малых городах и сельских населённых пунктах, где уровень доходов населения несопоставим с крупными городами. Так, что в лучшем случае он будет платить по 1200 руб. каждый месяц в течении года. В худшем вообще перестанет платить.

        Положение усугубляется хроническими неплатежами части населения за оказанные коммунальные услуги (которые составляют в среднем от10% до 15% в месяц), а также неплатежами отдельных муниципальных организаций, многие из которых относятся к категории объектов в отношении которых не может быть применён режим ограничения или прекращения поставки коммунального ресурса.

При этом ранее теплоснабжающим организациям удавалось достигать приемлемых соглашений с единственным поставщиком газа Обществом с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа» (ООО «Газпром межрегионгаз Орёл») по реструктуризации возникающих кредиторских задолженностей, путём согласования графиков их погашения. И как правило подавляющее большинство теплоснабжающих организаций до начала нового отопительного периода ликвидировали свои долги перед ООО «Газпром межрегионгаз Орёл».

Однако в последнее время, руководство ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» заняло непримиримую позицию и стало всё чаще прибегать к практике обращения с исками в арбитражный суд на предмет удержания задолженности теплоснабжающих организаций, что неизбежно ведёт к блокированию счетов предприятий теплоснабжения и к необходимости оплаты гос. пошлин, судебных издержек. Такое положение существенно затрудняет выполнение программ подготовки тепловых сетей и объектов теплоснабжения к новому отопительному периоду и перечёркивает возможность предоставления кредитов данным организациям, необходимых для инвестирования средств в проекты модернизации и сокращения производственных расходов по неэффективным котельным и сетям теплоснабжения, износ которых от 70-90%.

ИНФОРМАЦИЯ Об участии делегации Ассоциации ОЖКХОО в работе первого Всероссийского водного конгресса
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
21.06.2017

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

       Комитет Государственной Думы по энергетике 19 июня 2017 г. организовал и провёл парламентские слушания на тему: «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». В работе парламентских слушаний приняли участие: первый заместительПредседателя ГД РФ Мельников И. И; председатели двух комитетов ГД РФ по энергетике-Завальный П. Н. по жлищной политике и ЖКХ Хованская Г. П; заместитель Министра энергетики Кравченко В. М; Заместитель Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Воронин А. С; Заместитель Генерального директора ПАО Россети Петухов К. Ю; заместитель начальника Управления по работе с органами власти и регионами - начальника отдела по работе с федеральными органами власти ООО Газпром межрегионгаз Ланин С. Н; Исп.директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Довлатова Е. В, а также ведущие специалисты указанных выше министерств и ведомств.

       В работе парламентских слушаний принял непосредственное участие и генеральный директор Ассоциации ОЖКХ Орловской области Михайлов И. А, который выступил с докладом по теме: Разбалансированность правового регулирования системы взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками природного газа и электрической энергии, как одна из основных причин появления хронической задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками природного газа и электроэнергии. (текст выступления прилагается). По результатам парламентских слушаний комитетами по энергетике и жилищной политике подготовлент проект рекомендаций Правительству РФ. (текст окончательной редакции рекомендаций будет опубликован в настоящем разделе нашего сайта). Ассоциацией ОЖКХОО совместно с Российской Ассоциацией водоснабжения и водоотведения подготовлены и направлены Гос. Думу предложения в окончаткльную редакцию Рекомендаций парламентских слушаний. Текст предложений был направлен всем членам Ассоциации ОЖКХОО.

Уважаемые коллеги!

Вступление в силу закона №307-ФЗ о повышении платежной дисциплины вскрыло проблему острого дефицита располагаемых финансовых средств у предприятий жилищно-коммунального сектора.

К сожалению, экономическое и регуляторное неравенство отраслей большой энергетики и коммунального комплекса достигло своего апогея. Особенно это чувствуется в организациях тепло, водоснабжения и водоотведения малых городов и сельских поселений

На протяжении последних 6 лет недофинансирование отраслей водоснабжения и водоотведения и частично, теплоснабжения привело к дисбалансу развития коммунального хозяйства, истощению запаса прочности инфраструктурных комплексов, невозможности оперативно достичь сколько-нибудь значимого улучшения качества коммунальных услуг в масштабах муниципальных образований и области в целом.

В силу того, что производственные процессы водоснабжения и водоотведения напрямую зависят от электроэнергии, а теплоснабжения – от природного газа и электроэнергии, то повышение цен на энергоресурсы должно было привести к эквивалентному увеличению тарифов на данные услуги. В реальности этого не произошло. Затраты ресурсоснабжающих организаций на оплату энергопотребления только в период с 2010-2015 год выросли в среднем на 160-180%, и составляют от 40-60% себестоимости, оказываемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, а тариф на услуги водоснабжения и водоотведения увеличивался ежегодно в среднем лишь на 4-6%.

Аналогичное положение и у предприятий, оказывающих услуги по теплоснабжению, только у них к затратам на энергопотребление прибавляются ещё и расходы на потребление природного газа, который по данным Минэкономразвития подорожал в период с 2008-2015 г. более чем на 190%, при инфляции 80%. То есть в общем объёме валовой выручки оплата потребления природного газа составляет от 50-55%. При условии того, что ещё 30% стоимости следует отнести на электроэнергию, на все остальные расходы теплоснабжающей организации остаётся только 20-25% необходимой валовой выручки.

       Следует также отметить и то, что коммунальные предприятия оплачивают природный газ и электроэнергию по тарифу «Для прочих» т.е. не приравненных к тарифу «Для населения», что в электроэнергии, почти в 3-ри раза дороже, а по природному газу на 20% дороже. Таким образом конечный потребитель коммунальных услуг, водоснабжения и теплоснабжения, оплачивает в том числе электроснабжение и природный газ, но по более высокой цене. В связи с этим возникает вопрос почему нельзя приравнять тариф оплаты электроэнергии ресурсоснабжающих предприятий к тарифу «Для населения»? Ведь свои коммунальные услуги коммунальные предприятия оказывают по единому жёстко регулируемому тарифу, как для населения, так и для юридических лиц, в том числе и для коммерческих предприятий. В отличии от предприятий энергоснабжения, где до сих пор существует перекрёстное субсидирование.

Одной из основных причин появления хронической задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками природного газа и электроэнергии являются разбалансированность правового регулирования системы взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками природного газа и электрической энергии.

По нашему мнению на протяжении последних лет путём умелого правового лоббирования своих отраслевых экономических интересов и пользуясь своим монопольным положением, предприятия, осуществляющие в регионах функции гарантирующих поставщиков природного газа и электрической энергии (мощности) получили по сути неограниченные возможности диктовать условия договоров поставки электроэнергии и природного газа.

Начну с теплоснабжения.

В силу того, что тепловая энергия в настоящее время самый дорогой коммунальный ресурс и учитывая реальную платёжеспособность населения, в Орловской области, в большинстве органов местного самоуправления, порядок оплаты коммунальных услуг по отоплению рассчитан на 12 месяцев, а не на количество месяцев отопительного периода. Таким образом, теплоснабжающие предприятия Орловской области не имеют возможности оплачивать свои расходы за природный газ и электроэнергию в размере 100 % потребленных ресурсов в отопительном периоде, т.к. отпускают тепловую энергию населению по сути в кредит с рассрочкой платежа с периодом погашения равными частями в течении всего календарного года. В то время как в соответствии с п.8 «Порядка расчётов за природный газ», утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294 оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, осуществляется до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Такое положение дел приводит к автоматической кредиторской задолженности многих теплоснабжающих организаций перед поставщиком природного газа.

По нашему мнению, сложившееся положение не исправят и изменения, внесённые постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. №603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Которое предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в отношении всех или отдельных муниципальных образований, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Так как принятие органом государственной власти субъекта РФ такого решения о изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению с 1/12 на 1/7 неизбежно приведёт к увеличению размера платы потребителей, как минимум в 2 раза в месяцы отопительного периода, что в свою очередь может привести к социальному негодованию населения. Тем более, что речь идёт о малых городах и сельских населённых пунктах, где уровень доходов населения несопоставим с областным центром.

        Положение усугубляется хроническими неплатежами части населения за оказанные коммунальных услуг, а также неплатежами отдельных муниципальных организаций, многие из которых относятся к категории объектов в отношении которых не может быть применён режим ограничения или прекращения поставки коммунального ресурса.

При этом ранее теплоснабжающим организациям удавалось достигать приемлемых соглашений с единственным поставщиком газа Обществом с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа» (ООО «Газпром межрегионгаз Орёл») по реструктуризации возникающих кредиторских задолженностей, путём согласования графиков их погашения. И как правило подавляющее большинство теплоснабжающих организаций до начала нового отопительного периода ликвидировали свои долги перед ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» (Генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Орел» и АО «Газпром газораспределение Орел» - Александр Викторович Грачёв) 

Однако в последнее время, руководство ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» заняло непримиримую позицию и стал всё чаще прибегать к практике обращения с исками в арбитражный суд на предмет удержания задолженности теплоснабжающих организаций, что неизбежно ведёт к блокированию счетов предприятий теплоснабжения и к необходимости оплаты гос. пошлин, судебных издержек. Такое положение существенно затрудняет выполнение программ подготовки тепловых сетей и объектов теплоснабжения к новому отопительному периоду и перечёркивает возможность предоставления кредитов данным организациям, необходимых для инвестирования средств в проекты модернизации и сокращения производственных расходов по неэффективным котельным и сетям теплоснабжения, эксплуатирующимся продолжительный период времени.

         Подобная практика несбалансированного правового регулирования существует и в системе взаиморасчётов коммунальных предприятий с гарантирующим поставщиком электроэнергии в Орловской области ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт».

  Так, в соответствии с п.82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, а также пунктами 4.4.1 и 4.4.2 Типового договора Энергоснабжения, любое коммунальное предприятие обязано в срок до 10-го числа текущего месяца внести оплату в размере 30-ти процентов, до 25-го числа текущего месяца внести оплату в размере 40-ка процентов в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата и стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Данные условия для многих коммунальных предприятий являются кабальными и практически не выполнимыми т. к. в период с 10 по 20 число каждого месяца они оплачивают налоговые отчисления и авансовые платежи по заработной плате, в следствии чего денежных средств на оплату авансового платежа по договору энергоснабжения не остаётся. При этом население оплачивает свои счета за оказанные им коммунальные услуги в соответствии с положением части 1 ст. 155 Жилищного Кодекса Р.Ф. а именно до 10-го числа следующего за истекшим месяцем. И это по закону. А в действительности фактическая оплата коммунальных платежей начинается с 25-го числа следующего за истекшим месяцем.

 Таким образом происходит финансовый разрыв, при котором коммунальным предприятиям не представляется возможным выполнение требований по оплате авансовых платежей.  В следствии чего им ежемесячно начисляются пени в соответствии с п. 5.6 условий типового договора энергоснабжения в размере 1/200 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы неоплаты, установленной Центральным Банком Российской Федерации, причём с момента предъявления счёта гарантирующим поставщиком. И данные долги накапливаются. При том, что многие коммунальные предприятия не допускают просрочек по оплате счетов, представляемых ООО «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт» за фактически потреблённую электроэнергию (мощность) по истечению месяца, следующего за отчётным.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что с 01.01.2016 г. в силу вступили положения статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2015 г. №307-ФЗ в соответствии с которым суммы пени могут вырасти от 1/170 до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме того, в указанном выше Федеральном законе абсолютно не учтены особенности финансового положения коммунальных предприятий и управляющих организаций, которые чаще всего не могут обеспечить выполнение условий кредитных организаций по предоставлению банковских гарантий под обеспечение долговых обязательств и подкрепить их соответствующими финансовыми средствами, а также имеют крайне низкую залоговую способность. А если без залога и финансового обеспечения, то процентная ставка будет неподъёмной для подавляющего большинства предприятий отрасли, особенно в малых городах и сельских населённых пунктах. Таким образом, положения данного Федерального закона ещё более усугубляют проблему, заставляя организацию привлекать дорогостоящие заемные средства для оплаты электроэнергии и природного газа.

На все обращения руководителей коммунальных предприятий к руководству ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» и ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» с просьбой внести изменения в договоры поставки природного газа и энергоснабжения путём заключения Дополнительного соглашения, либо расторгнуть указанные выше договоры и заключить новые, в виду невозможности выполнения, указанных выше пунктов, руководство ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» и ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» отвечает отказом, ссылаясь на соответствующие НПА, регламентирующие форму и содержание этих по сути публичных договоров. Условия которых должны быть обязательными для всех потребителей.

       В последнее время в средствах массовой информации очень часто звучат призывы о том, что пора навести порядок в проблеме неплатежей в системе жилищно-коммунального хозяйства. При этом основное внимание уделяется проблеме неплатежей населения перед управляющими и ресурсоснабжающими предприятиями.

Безусловно это тревожит и нас. Но при этом практически никто не рассматривает эту проблему с точки зрения установленного порядка взаиморасчётов жилищных и коммунальных предприятий с поставщиками энергоресурсов. По нашему мнению, основной пласт проблем кроется именно в проблеме разбалансированности правового регулирования системы взаиморасчётов.

Учитывая, что подобная ситуация существует во многих субъектах Российской Федерации, мы обращались в Правительство РФ с предложением оказать содействие по решению указанных проблем и просили рассмотреть в качестве возможных и приемлемых вариантов взаиморасчётов следующие условия:

  1. Условия и порядок оплаты за природный газ.
    1. Для коммунальных предприятий теплоснабжения, оплата услуг которых осуществляется потребителями равными частями в течении всего календарного года (по схеме 1/12).

-Коммунальное предприятие производит расчеты за поставленный природный газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в размере 60 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа до 30 числа месяца, следующего за отчетным по ценам установленным Договором поставки. Оставшиеся 40 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа Покупатель оплачивает в неотопительный период с мая по сентябрь месяц включительно в соответствии с графиком погашения задолженности, согласованным с Поставщиком. При наличии денежных средств Покупатель вправе оплатить в отопительном периоде в размере, превышающим 60 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа.

         1.2 Для коммунальных предприятий теплоснабжения, оплата услуг которых осуществляется в течении месяцев отопительного периода (по схеме 1/7).

-Коммунальное предприятие производит расчеты за поставленный природный газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в размере 100 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа до 25 числа месяца, следующего за отчетным по ценам установленным Договором поставки.

        2.Условия и порядок оплаты за потреблённую электроэнергию (мощность).

        1.2 Для коммунальных предприятий водо-канализационного хозяйства и теплоснабжения.

- 100 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объёме покупки в месяц, за который осуществляется оплата, вносится абонентом до 30-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, согласно платёжным документам (счетам) представляемым Абоненту Гарантирующим поставщиком.

        Однако наши предложения не нашли понимания. В ответном письме заместителя директора департамента ЖКХ Минстроя и ЖКХ А. В. Таманцев (от 02.12.2016 года №40876-АГ/04) сослался на невозможность рассмотреть вопрос синхронизации взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками энергоресурсов в связи с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчётов поставщиков природного газа и электроэнергии на оптовых рынках.

    Информируя Вас о выше изложенном, учитывая, что подобная ситуация существует во многих субъектах Российской Федерации и принимая во внимание социальную ориентированность коммунальной отрасли, убедительно просим оказать содействие по решению указанных проблем и рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательные и нормативные акты, направленные на синхронизацию сроков внесения платы потребителями коммунальных услуг коммунальным предприятиям и сроков оплаты коммунальными предприятиями счетов гарантирующим поставщикам природного газа и электроэнергии с учётом сроков поступления платежей от конечных потребителей коммунальных услуг.

Благодарю за внимание

Ген. директор

Ассоциации ОЖКХ

Орловской области                                                              И. А. Михайлов

Отчёт о проведении общественных консультаций 26 января и 28 февраля 2017 года в рамках проведения общего собрания членов Ассоциации ОЖКХ Орловской области  были организованы и проведены общественные консультации по вопросам координации дальнейших действий по реализации на территории Орловской области положений постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания обще
14.03.2017

Отчёт о проведении общественных консультаций 26 января и 28 февраля 2017 года в рамках проведения общего собрания членов Ассоциации ОЖКХ Орловской области были организованы и проведены общественные консультации по вопросам координации дальнейших действий по реализации на территории Орловской области положений постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания обще

Отчёт о проведении общественных консультаций

26 января и 28 февраля 2017 года в рамках проведения общего собрания членов Ассоциации ОЖКХ Орловской области  были организованы и проведены общественные консультации по вопросам координации дальнейших действий по реализации на территории Орловской области положений постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Для участия в консультациях была приглашена начальник отдела надзора за начислением платежей ГЖИ Орловской области Иванова Наталья Витальевна. В проведении консультаций приняли участие более 20-ти руководителей и главных специалистов предприятий жилищно-коммунальной сферы из 8-ми районов Орловской области.

Участники консультаций имели возможность детально обсудить изменения, внесённые в нормативно-правовые акты Правительства РФ, задать интересующие вопросы и определить единый алгоритм действий по их практической реализации.

Кроме того члены Ассоциации ОЖКХОО приняли решение продолжить практику проведения подобных консультаций с привлечением руководителей и ведущих специалистов областных ведомств и надзорных органов.

Отчёт о проведении практического семинара-презентации
30.08.2016

Отчёт о проведении практического семинара-презентации

/novosti/

25 августа 2016 г. членами Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, совместно со специалистами  производственного объединения ООО «ТЕХНО-АС» был организован и проведён практический семинар-презентация приборов и оборудования для диагностики подземных сооружений, кабеле-трассо-тече-обнаружения, а также приборы и оборудование для диагностики и ремонта трубопроводов различного назначения и приборы контроля и измерения температуры труднодоступных и удалённых объектов.       На данном мероприятии присутствовали руководители более 20-ти коммунальных предприятий Орловской области.

     Данное мероприятие было организовано в Доме культуры пос. Образцово Орловского района, в рамках проведения общего собрания членов Ассоциации ОЖКХОО, а также в целях принятия решения о дальнейшем приобретении комплекта приборов и оборудования диагностики подземных коммуникаций, для укомплектования фонда материально-технической поддержки предприятий жилищно-коммунального сектора Орловской области

 

< >