Проблемные вопросы в области антимономольного законодательства.

По применению положений п 9, ч1, статьи 93 ФЗ-44 от 05.04.2013г. в отношении работ по устранению последствий

аварий и чрезвычайных ситуаций на инженерных сетях и коммуникациях жилищно-

коммунального хозяйства.

 

     В Ассоциацию организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области часто поступают вопросы от руководителей ресурсоснабжающих организаций о том, почему отдельные органы местного самоуправления при возникновении аварий на инженерных сетях и коммуникациях жилищно-коммунальной отрасли вместо того чтобы заключить договор на проведение аварийно-восстановительного ремонта по устранению аварий на сетях и коммуникациях жизнеобеспечения населения с ресурсоснабжающей организацией, организуют и проводят торги на право проведения этих работ, теряя на этом драгоценное время и оставляя население отдельных домов и посёлков на продолжительное время без централизованного водоснабжения, водоотведения или отопления т.е. систем жизнеобеспечения.

    На все доводы о том, что на основании положения пункта 9, части 1, статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. они в праве заключить договор на проведение этих работ с единственным поставщиком (подрядчиком), специалисты отвечают, что они не хотят нести ответственность перед контролирующими органами, в том случае если они обнаружат в их действиях нарушения антимонопольного законодательства.

   С целью выяснить в каких случаях и при каких условиях действует вышеуказанное положение закона мы официально обратились в Управление антимонопольной службы по Орловской области (текст обращения приведён в приложении)

    В установленном порядке нам ответили (текст ответа см. в приложении)

    В ответе содержится ссылка на содержание статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» о том, что такое чрезвычайная ситуация Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. А также Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные, на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    При этом в письме разъяснялось о том, что при наличии указанных выше признаков ЧС должно быть обоснование осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Другими словами для заключения подобного контракта заказчик обязан всего лишь обосновать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и иные существенные условия контракта.

    В этом случае необходимо учитывать требования распоряжения Правительства РФ от 30.09.2013 г. № 1765-р, которым утверждён перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера и то обстоятельство, что применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

    Теперь давайте подробно проанализируем вышеизложенное и выберем для наиболее распространённых случаев необходимые основания.

    Из формулировки чрезвычайной ситуации особо следует выделить то, что Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии.  В контексте Федеоального закона ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.

В п 2.10.21 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых Приказом Госстроя России от 30.12.99 г. авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.

   А так же на словосочетание «значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»

Следовательно, в качестве обоснования необходимо иметь документ в котором фиксируется факт наличия чрезвычайной ситуации или аварии и её последствиях. Это может быть акт и прилагаемые к нему документы комиссии по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления. Опыт подсказывает, что аварии на инженерных сетях ЖКХ практически всегда приводят к нарушению условий жизнедеятельности населения и часто создают угрозу жизни и здоровью людей, приводят к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также вызывают полное или частичное прекращение подачи воды абонентам и даже затоплению территорий.

Теперь рассмотрим аспект соответствия видов работ, на которые будем заключать контракт, требованиям распоряжения Правительства РФ от 30.09.2013 г. № 1765-р, которым утверждён перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера. На третьей странице этого перечня в разделе «наименование»  указано «Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствий). Для того что бы отнести работы к аварийно-восстановительным следует обратить особое внимание на содержание пункта 6   Приложения №2 Постановления государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 25 мая 2000г. № 51 (в редакции 2011 г.), где перечислены практически все работы по аварийно-восстановительным ремонтам на централизованных системах питьевого водоснабжения (Извлечение из указанного документа смотри в приложении).

Ну и последний аспект, на который следует сослаться в обосновании, это фактор ограниченности времени, в течении которого необходимо ликвидировать аварию на инженерных сетях водоснабжения. В этой связи следует обратить особое внимание на спункт 2.10.23 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённого Приказом Госстроя России от 30.12.99 г. №168, где указано, что ликвидация аварий должна быть осуществлена в сроки, регламентированные СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение наружные сети и сооружения».   Где в пункте 8.4. указано, что расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно табл. 34. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.

Таблица 34

 

Диаметр труб, мм

Расчетное время ликвидации аварий

на трубопроводах, ч, при глубине заложения труб, м

 

до 2

более 2

До 400

8

12

Св. 400 до 1000

12

18

Св. 1000

18

24

Примечания: 1. В зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварии указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 ч.

2. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в п. 4.4.

3. При необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное в таблице время следует увеличивать на 12 ч.

    Таким образом временной регламент проведения аварийно-восстановительных ремонтов по ликвидации аварий на трубопроводах систем водоснабжения не может превышать 18-ти часов. Этого явно недостаточно для того чтобы проводить какие либо мероприятия по применению иных способов определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) для выполнения этих неотложных аварийно-восстановительных работ.

Письмо УФАС

Ответ УФАС

                    


 

Перечень товаров,работ,услуг, для необходимых оказания гуманитарной помощи

Извлечения их ПТЭ и СНиП

Классификатор работ Пост Госстроя № 51

ФЗ о Водоснабжении.ст 10

ФЗ Тех.регламент

П.9 ч.1.ст.93 №44-ФЗ

Обзор

 по вопросу взимания платы с потребителей (владельцев квартир и домов) за услуги горячего,

холодного водоснабжения с 01.01.2015 г. не установивших приборы отопления.

 

    Требование об обязанности собственников жилых помещений в МКД и жилых домов обеспечить оснащение таких квартир и домов общедомовыми индивидуальными и общими приборами учёта используемых горячей и холодной воды изложены в п. 5, 5.1Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    При этом до установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при их выходе из строя, утрате или при истечении срока эксплуатации приборов учёта, расчёты за потреблённые энергоресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом расчётные способы должны определять количество потреблённых энергоресурсов таким образом, чтобы стимулировать потребителей к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта (п.2 №261-ФЗ).

    В п.3 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвеждённых постановлением Правительства Р.Ф. от 4 сентября 2013 г. № 776 указано на то, что Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Данные правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

       Указанным нормативным документом введено понятие «норматив потребления коммунальной услуги» т.е. количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами гос. власти субъекта федерации и принимаемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учёта.

      С 1 января 2014 г. полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в Орловской области возложены на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области. Приказом Департамента от 30.12.2013 г. №298 Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Орловской области при отсутствии приборов учета были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению на территории Орловской области, которые должны вступить в силу с 01.01.2015 г.

      Однако позже прошла информация о том, что в текст данного приказа в декабре 2014 г. будут внесены изменения и дополнения и положения этого приказа войдут в силу только с 01.07.2015 г. В настоящее время эта информация проверена и подтверждена сотрудниками отдела координации и мониторинга деятельности жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области.

      Ну и самое главное в определении цен за потребление горячей и холодной воды изложено в приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. (в редакции от 24.09.2014 г.)

Формула определения норматива потребления

коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива

потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

в жилых помещениях

 

5. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) определяется по следующей формуле:

(формула 6)

 

,

 

где:

 Q- средний фактический расход холодной (горячей) воды (куб. м в месяц на 1 человека);

N - норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) на общедомовые нужды многоквартирного дома (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме);

S - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (кв. м);

n - численность проживающих жителей в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив.

5(1). При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;

с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;

с 2017 года - 1,6.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)

     При этом особое значение необходимо обратить на наличие технической возможности установки приборов учёта. Другими словами, применение указанных коэффициентов возможно только в тех случаях когда техническая возможность установки приборов учёта имеется. Из текста следует, что наличие или отсутствие такой технической возможности по всей вероятности должно быть зафиксировано т.е. подтверждено каким-то комиссионным актом.  Каким именно (т.е. форма документа состав комиссии) по всей вероятности должны определить органы местного самоуправления совместно с ресурсоснабжающими и управляющими организациями. И этим необходимо заняться уже сейчас. 

 

Ответ департамента ЖКХ по нормам потребления

Ответы на вопросы на участке ИПУ