21.06.2017

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

       Комитет Государственной Думы по энергетике 19 июня 2017 г. организовал и провёл парламентские слушания на тему: «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». В работе парламентских слушаний приняли участие: первый заместительПредседателя ГД РФ Мельников И. И; председатели двух комитетов ГД РФ по энергетике-Завальный П. Н. по жлищной политике и ЖКХ Хованская Г. П; заместитель Министра энергетики Кравченко В. М; Заместитель Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Воронин А. С; Заместитель Генерального директора ПАО Россети Петухов К. Ю; заместитель начальника Управления по работе с органами власти и регионами - начальника отдела по работе с федеральными органами власти ООО Газпром межрегионгаз Ланин С. Н; Исп.директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Довлатова Е. В, а также ведущие специалисты указанных выше министерств и ведомств.

       В работе парламентских слушаний принял непосредственное участие и генеральный директор Ассоциации ОЖКХ Орловской области Михайлов И. А, который выступил с докладом по теме: Разбалансированность правового регулирования системы взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками природного газа и электрической энергии, как одна из основных причин появления хронической задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками природного газа и электроэнергии. (текст выступления прилагается). По результатам парламентских слушаний комитетами по энергетике и жилищной политике подготовлент проект рекомендаций Правительству РФ. (текст окончательной редакции рекомендаций будет опубликован в настоящем разделе нашего сайта). Ассоциацией ОЖКХОО совместно с Российской Ассоциацией водоснабжения и водоотведения подготовлены и направлены Гос. Думу предложения в окончаткльную редакцию Рекомендаций парламентских слушаний. Текст предложений был направлен всем членам Ассоциации ОЖКХОО.

Уважаемые коллеги!

Вступление в силу закона №307-ФЗ о повышении платежной дисциплины вскрыло проблему острого дефицита располагаемых финансовых средств у предприятий жилищно-коммунального сектора.

К сожалению, экономическое и регуляторное неравенство отраслей большой энергетики и коммунального комплекса достигло своего апогея. Особенно это чувствуется в организациях тепло, водоснабжения и водоотведения малых городов и сельских поселений

На протяжении последних 6 лет недофинансирование отраслей водоснабжения и водоотведения и частично, теплоснабжения привело к дисбалансу развития коммунального хозяйства, истощению запаса прочности инфраструктурных комплексов, невозможности оперативно достичь сколько-нибудь значимого улучшения качества коммунальных услуг в масштабах муниципальных образований и области в целом.

В силу того, что производственные процессы водоснабжения и водоотведения напрямую зависят от электроэнергии, а теплоснабжения – от природного газа и электроэнергии, то повышение цен на энергоресурсы должно было привести к эквивалентному увеличению тарифов на данные услуги. В реальности этого не произошло. Затраты ресурсоснабжающих организаций на оплату энергопотребления только в период с 2010-2015 год выросли в среднем на 160-180%, и составляют от 40-60% себестоимости, оказываемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, а тариф на услуги водоснабжения и водоотведения увеличивался ежегодно в среднем лишь на 4-6%.

Аналогичное положение и у предприятий, оказывающих услуги по теплоснабжению, только у них к затратам на энергопотребление прибавляются ещё и расходы на потребление природного газа, который по данным Минэкономразвития подорожал в период с 2008-2015 г. более чем на 190%, при инфляции 80%. То есть в общем объёме валовой выручки оплата потребления природного газа составляет от 50-55%. При условии того, что ещё 30% стоимости следует отнести на электроэнергию, на все остальные расходы теплоснабжающей организации остаётся только 20-25% необходимой валовой выручки.

       Следует также отметить и то, что коммунальные предприятия оплачивают природный газ и электроэнергию по тарифу «Для прочих» т.е. не приравненных к тарифу «Для населения», что в электроэнергии, почти в 3-ри раза дороже, а по природному газу на 20% дороже. Таким образом конечный потребитель коммунальных услуг, водоснабжения и теплоснабжения, оплачивает в том числе электроснабжение и природный газ, но по более высокой цене. В связи с этим возникает вопрос почему нельзя приравнять тариф оплаты электроэнергии ресурсоснабжающих предприятий к тарифу «Для населения»? Ведь свои коммунальные услуги коммунальные предприятия оказывают по единому жёстко регулируемому тарифу, как для населения, так и для юридических лиц, в том числе и для коммерческих предприятий. В отличии от предприятий энергоснабжения, где до сих пор существует перекрёстное субсидирование.

Одной из основных причин появления хронической задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками природного газа и электроэнергии являются разбалансированность правового регулирования системы взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками природного газа и электрической энергии.

По нашему мнению на протяжении последних лет путём умелого правового лоббирования своих отраслевых экономических интересов и пользуясь своим монопольным положением, предприятия, осуществляющие в регионах функции гарантирующих поставщиков природного газа и электрической энергии (мощности) получили по сути неограниченные возможности диктовать условия договоров поставки электроэнергии и природного газа.

Начну с теплоснабжения.

В силу того, что тепловая энергия в настоящее время самый дорогой коммунальный ресурс и учитывая реальную платёжеспособность населения, в Орловской области, в большинстве органов местного самоуправления, порядок оплаты коммунальных услуг по отоплению рассчитан на 12 месяцев, а не на количество месяцев отопительного периода. Таким образом, теплоснабжающие предприятия Орловской области не имеют возможности оплачивать свои расходы за природный газ и электроэнергию в размере 100 % потребленных ресурсов в отопительном периоде, т.к. отпускают тепловую энергию населению по сути в кредит с рассрочкой платежа с периодом погашения равными частями в течении всего календарного года. В то время как в соответствии с п.8 «Порядка расчётов за природный газ», утверждённого постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 294 оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, осуществляется до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Такое положение дел приводит к автоматической кредиторской задолженности многих теплоснабжающих организаций перед поставщиком природного газа.

По нашему мнению, сложившееся положение не исправят и изменения, внесённые постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. №603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Которое предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в отношении всех или отдельных муниципальных образований, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Так как принятие органом государственной власти субъекта РФ такого решения о изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению с 1/12 на 1/7 неизбежно приведёт к увеличению размера платы потребителей, как минимум в 2 раза в месяцы отопительного периода, что в свою очередь может привести к социальному негодованию населения. Тем более, что речь идёт о малых городах и сельских населённых пунктах, где уровень доходов населения несопоставим с областным центром.

        Положение усугубляется хроническими неплатежами части населения за оказанные коммунальных услуг, а также неплатежами отдельных муниципальных организаций, многие из которых относятся к категории объектов в отношении которых не может быть применён режим ограничения или прекращения поставки коммунального ресурса.

При этом ранее теплоснабжающим организациям удавалось достигать приемлемых соглашений с единственным поставщиком газа Обществом с ограниченной ответственностью «Орловская региональная компания по реализации газа» (ООО «Газпром межрегионгаз Орёл») по реструктуризации возникающих кредиторских задолженностей, путём согласования графиков их погашения. И как правило подавляющее большинство теплоснабжающих организаций до начала нового отопительного периода ликвидировали свои долги перед ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» (Генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Орел» и АО «Газпром газораспределение Орел» - Александр Викторович Грачёв) 

Однако в последнее время, руководство ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» заняло непримиримую позицию и стал всё чаще прибегать к практике обращения с исками в арбитражный суд на предмет удержания задолженности теплоснабжающих организаций, что неизбежно ведёт к блокированию счетов предприятий теплоснабжения и к необходимости оплаты гос. пошлин, судебных издержек. Такое положение существенно затрудняет выполнение программ подготовки тепловых сетей и объектов теплоснабжения к новому отопительному периоду и перечёркивает возможность предоставления кредитов данным организациям, необходимых для инвестирования средств в проекты модернизации и сокращения производственных расходов по неэффективным котельным и сетям теплоснабжения, эксплуатирующимся продолжительный период времени.

         Подобная практика несбалансированного правового регулирования существует и в системе взаиморасчётов коммунальных предприятий с гарантирующим поставщиком электроэнергии в Орловской области ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт».

  Так, в соответствии с п.82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, а также пунктами 4.4.1 и 4.4.2 Типового договора Энергоснабжения, любое коммунальное предприятие обязано в срок до 10-го числа текущего месяца внести оплату в размере 30-ти процентов, до 25-го числа текущего месяца внести оплату в размере 40-ка процентов в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата и стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Данные условия для многих коммунальных предприятий являются кабальными и практически не выполнимыми т. к. в период с 10 по 20 число каждого месяца они оплачивают налоговые отчисления и авансовые платежи по заработной плате, в следствии чего денежных средств на оплату авансового платежа по договору энергоснабжения не остаётся. При этом население оплачивает свои счета за оказанные им коммунальные услуги в соответствии с положением части 1 ст. 155 Жилищного Кодекса Р.Ф. а именно до 10-го числа следующего за истекшим месяцем. И это по закону. А в действительности фактическая оплата коммунальных платежей начинается с 25-го числа следующего за истекшим месяцем.

 Таким образом происходит финансовый разрыв, при котором коммунальным предприятиям не представляется возможным выполнение требований по оплате авансовых платежей.  В следствии чего им ежемесячно начисляются пени в соответствии с п. 5.6 условий типового договора энергоснабжения в размере 1/200 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы неоплаты, установленной Центральным Банком Российской Федерации, причём с момента предъявления счёта гарантирующим поставщиком. И данные долги накапливаются. При том, что многие коммунальные предприятия не допускают просрочек по оплате счетов, представляемых ООО «ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт» за фактически потреблённую электроэнергию (мощность) по истечению месяца, следующего за отчётным.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что с 01.01.2016 г. в силу вступили положения статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2015 г. №307-ФЗ в соответствии с которым суммы пени могут вырасти от 1/170 до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме того, в указанном выше Федеральном законе абсолютно не учтены особенности финансового положения коммунальных предприятий и управляющих организаций, которые чаще всего не могут обеспечить выполнение условий кредитных организаций по предоставлению банковских гарантий под обеспечение долговых обязательств и подкрепить их соответствующими финансовыми средствами, а также имеют крайне низкую залоговую способность. А если без залога и финансового обеспечения, то процентная ставка будет неподъёмной для подавляющего большинства предприятий отрасли, особенно в малых городах и сельских населённых пунктах. Таким образом, положения данного Федерального закона ещё более усугубляют проблему, заставляя организацию привлекать дорогостоящие заемные средства для оплаты электроэнергии и природного газа.

На все обращения руководителей коммунальных предприятий к руководству ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» и ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» с просьбой внести изменения в договоры поставки природного газа и энергоснабжения путём заключения Дополнительного соглашения, либо расторгнуть указанные выше договоры и заключить новые, в виду невозможности выполнения, указанных выше пунктов, руководство ООО «Газпром межрегионгаз Орёл» и ОАО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» отвечает отказом, ссылаясь на соответствующие НПА, регламентирующие форму и содержание этих по сути публичных договоров. Условия которых должны быть обязательными для всех потребителей.

       В последнее время в средствах массовой информации очень часто звучат призывы о том, что пора навести порядок в проблеме неплатежей в системе жилищно-коммунального хозяйства. При этом основное внимание уделяется проблеме неплатежей населения перед управляющими и ресурсоснабжающими предприятиями.

Безусловно это тревожит и нас. Но при этом практически никто не рассматривает эту проблему с точки зрения установленного порядка взаиморасчётов жилищных и коммунальных предприятий с поставщиками энергоресурсов. По нашему мнению, основной пласт проблем кроется именно в проблеме разбалансированности правового регулирования системы взаиморасчётов.

Учитывая, что подобная ситуация существует во многих субъектах Российской Федерации, мы обращались в Правительство РФ с предложением оказать содействие по решению указанных проблем и просили рассмотреть в качестве возможных и приемлемых вариантов взаиморасчётов следующие условия:

  1. Условия и порядок оплаты за природный газ.
    1. Для коммунальных предприятий теплоснабжения, оплата услуг которых осуществляется потребителями равными частями в течении всего календарного года (по схеме 1/12).

-Коммунальное предприятие производит расчеты за поставленный природный газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в размере 60 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа до 30 числа месяца, следующего за отчетным по ценам установленным Договором поставки. Оставшиеся 40 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа Покупатель оплачивает в неотопительный период с мая по сентябрь месяц включительно в соответствии с графиком погашения задолженности, согласованным с Поставщиком. При наличии денежных средств Покупатель вправе оплатить в отопительном периоде в размере, превышающим 60 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа.

         1.2 Для коммунальных предприятий теплоснабжения, оплата услуг которых осуществляется в течении месяцев отопительного периода (по схеме 1/7).

-Коммунальное предприятие производит расчеты за поставленный природный газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в размере 100 % от фактически поставленного объема газа, снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа до 25 числа месяца, следующего за отчетным по ценам установленным Договором поставки.

        2.Условия и порядок оплаты за потреблённую электроэнергию (мощность).

        1.2 Для коммунальных предприятий водо-канализационного хозяйства и теплоснабжения.

- 100 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объёме покупки в месяц, за который осуществляется оплата, вносится абонентом до 30-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, согласно платёжным документам (счетам) представляемым Абоненту Гарантирующим поставщиком.

        Однако наши предложения не нашли понимания. В ответном письме заместителя директора департамента ЖКХ Минстроя и ЖКХ А. В. Таманцев (от 02.12.2016 года №40876-АГ/04) сослался на невозможность рассмотреть вопрос синхронизации взаиморасчётов коммунальных предприятий с поставщиками энергоресурсов в связи с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчётов поставщиков природного газа и электроэнергии на оптовых рынках.

    Информируя Вас о выше изложенном, учитывая, что подобная ситуация существует во многих субъектах Российской Федерации и принимая во внимание социальную ориентированность коммунальной отрасли, убедительно просим оказать содействие по решению указанных проблем и рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательные и нормативные акты, направленные на синхронизацию сроков внесения платы потребителями коммунальных услуг коммунальным предприятиям и сроков оплаты коммунальными предприятиями счетов гарантирующим поставщикам природного газа и электроэнергии с учётом сроков поступления платежей от конечных потребителей коммунальных услуг.

Благодарю за внимание

Ген. директор

Ассоциации ОЖКХ

Орловской области                                                              И. А. Михайлов

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий